Экологическое воспитание в детском саду
20.10.2022
Обобщение
опыта работы по экологическому
воспитанию дошкольников
Воспитатель Головатая Л.С.
***
Пояснительная записка
Дошкольное
детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной
ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение
к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Поэтому
экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание
основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры у дошкольников.
Программой
воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрено воспитание у
дошкольников любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко
чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
Основным
содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно
правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и
с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Для
дошкольной педагогики экологическое воспитание – достаточно новое направление,
целью которого является формирование начал экологической культуры. Формирование
начал экологической культуры – это становление осознанно правильного отношения:
-
непосредственно к самой природе во всем ее разнообразии;
-
к людям, охраняющим и созидающим ее;
-
к себе, как части природы;
-к
пониманию ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей
среды;
-к
осознанию своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Перед
нами стоит проблема: какие формы и методы работы по формированию у детей
экологической культуры будут способствовать осознанному правильному отношению к
природе.
Объект
исследования: процесс воспитания осознанного правильного отношения детей
дошкольного возраста к природе.
В
качестве предмета исследования заявлена экологическая культура, как средство
воспитания осознанного правильного отношения к природе.
Цель
исследования: определение эффективных форм и методов работы по воспитанию
осознанного правильного отношения детей к природе.
Постановка
цели определяется следующей формулировкой гипотезы: воспитание осознанного
правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если
создать следующие педагогические условия:
1.
Давать детям систематические экологические знания; научить их любить жизнь,
природу, людей, себя, активно познавать мир, в который пришли.
2.
Формировать у детей систему элементарных знаний о предметах и явлениях природы,
т.е. изучать сами предметы и явления в природе, связи и отношения, которые
существуют между ними.
3.Развивать
моральные чувства, формировать моральное сознание и овладевать навыками и
привычками морального поведения.
4.Давать
экологические знания в условиях комплексного использования разных видов
деятельности детей в природе.
Задачи
экологического воспитания – это задачи создания и реализации
воспитательно-образовательной модели, при которой очевидны проявления начал
экологической культуры у детей, готовящихся идти в школу.
Экологическое
воспитание – это один из основных аспектов нравственного воспитания. Ведь
воспитание бережного и заботливого отношения к природе вырабатывает в нем
нравственные нормы, которые в дальнейшем станут мотивом, побудителем его
поведения.
Воспитание
бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут
располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами
выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее
красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю,
Родине.
Воспитание
любви к природе, навыков бережного отношения к ней, заботы о живых существах
рождает не только познавательный интерес к природе, но и способствует
формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие,
гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные
богатств.
Природа
удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней
загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать. В дошкольном возрасте
происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются
различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств
личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической
культуры. У детей накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления,
первые природоведческие представления, идет развитие восприятия, мышления и
воображения.
Человек
и природа: философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой
вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро,
как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы
нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной
деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий
сохранения общего для всех.
Мною
определены следующие задачи:
-
Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе, ее явлениям и
объектам;
–
формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего мира (в
быту, социуме, природе);
–
развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
-
Совершенствование умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами
природы;
-
Развитие экологического мышления и творческого воображения в процессе
исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними;
-
Воспитание элементарных норм поведения
по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.
- Формирование элементарной трудовой
деятельности (самообслуживания, бытового труда, труда в природе);
-
Формирование понятий о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, пространстве и
времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
-
Формирование понятий о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её
природы, многообразии культур стран и народов мира.
Для
успешной реализации поставленных задач,
мною разработаны:
-
Комплекс познавательных интегрированных занятий.
-
Разработан перспективный план наблюдений
за объектами и явлениями в живой и неживой природе.
-
Создана картотека экологических игр,
физкультминуток, загадок и стихотворений о природе.
В
нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию
дошкольников.
В
детском имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы,
дидактические пособия, игры экологического содержания. На территории ДОУ
имеется огород Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны
так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь ребята стараются
позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, полят, опрыскивают. На примере
сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние
человека на растительные сообщества.
Обычные
прогулки с детьми используются для экологических занятий и одновременно для
оздоровления детей на свежем воздухе. На прогулках проводим наблюдения, игры, экскурсии.
Очень важно помнить об интегрированном подходе: на прогулке мы с детьми
наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и т. д., но свои впечатления
об увиденном они затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной,
театрализованной деятельности, в подвижных играх.
Экскурсии
- один из основных видов занятий и особая форма организации работы по
экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На
экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями
их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о
взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность,
возникает интереса к природе. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают
разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе. С
нашими детьми были организованы очень интересные экскурсии. Красота природы,
окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию
эстетических чувств.
Прогулки
также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей
с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в
жизни растений и животных, труд людей). На прогулках Я организую игры с
природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на
участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки,
печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины,
снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения »
Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки- корешки»,
«Загадки о животных»на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по
звукам, следам и т. д.).Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми
в движение ветром «Султанчики», » Разноцветные ленточки». Через игры дети могут
определить силу и направление ветра, его контрастность.
Результативность
опыта - заключается в совместной деятельности педагога и воспитанников. Я,
считаю, что в результате такой деятельности добиваюсь реализации поставленной
цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате
полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировываются
трудовые навыки. Дети усваивают основы бережного и заботливого отношения к
живой природе. Осваивают нормы поведения в природном окружении. Учатся давать
оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогает
мне наладить контакт с семьями воспитанников.
Новизну
опыта я проявляю в оригинальном построении занятий, основанном на игровой
мотивации, в удачно
подобранных и необычных приёмах,
связанных с ассоциативным мышлением детей.
Вывод.
Экологическое воспитание и
исследовательские способности воспитанников могут, быть развиты только когда
ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого
что-то новое, расти, исследователем чтобы каждый его шаг его был путешествием к
истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю.
Таким образом, в период дошкольного
детства происходит формирование и развитие экологической культуры детей, и при
условии качественного ее формирования ребенок будет любить, ценить и беречь
окружающую природу всю жизнь.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.01.2025
Дата обновления: 23.01.2025
Дата публикации: 20.10.2022