«Устное народное творчество в развитии речи детей дошкольного возраста»
09.05.2024
Обобщение опыта работы «Устное народное творчество в развитии речи
детей дошкольного возраста»
Головатая Л.С. воспитатель МБДОУ Индустриального д/с №4 «Солнышко»
Потешки,
сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом
для развития
культуры речи. ( А. П. Усова).
Дошкольный возраст - это период активного усвоения
ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи:
фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком
в дошкольном детстве
является необходимым условием решения задач умственного, эстетического,
нравственного воспитания детей.
Одно из важных
направлений в работе педагогов ДОУ - речевое воспитание детей,
в частности – развитие связной речи.
Работая в детском саду, я заметила, что современные дети
большее свое время проводят у компьютеров, телевизоров и речь детей стала слабой.
Дети в возрасте двух
лет практически не разговаривают, дети трехлетнего возраста имеют
дефекты речи, а у детей старшего дошкольного возраста слабый словарный
запас.
Для того чтобы
максимально подготовить каждого ребенка к школьному обучению, я поставила перед
собой задачу повысить уровень развития связной речи у детей.
Устное народное
творчество является
не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей,
но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает
почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи.
Русское народное творчество не
перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.
Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов,
педагогов. Родная речь, звучащая в сказках, выразительные интонации русской
песни, яркая народная игрушка
являются незаменимым средством воспитания любви к Родине, к окружающей природе,
с которой встречается ребёнок с малых лет.
Прекрасно
выявлена роль народного творчества в становлении детской
деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти
более ценный материал для развития художественного восприятия, чем увлекательные
русские сказки, выразительные песни, красочные предметы
декоративно-прикладного творчества. Впечатления, полученные от их восприятия.
Отражаются в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью
пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми
устного народного творчества создает уникальные условия
для развития речи,
мышления детей,
мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в
межличностных отношениях.
Через устное народное
творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но
и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.
Получает первое впечатление о ней.
Многие
исследователи отмечают интерес детей к произведениям устного народного творчества.
Определено влияние произведений словесного творчества народа на
образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста.
Русские народные сказки,
песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость,
свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из
глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет,
научить детей постигать
культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый
мир, возродить в
детских душах прекрасное и вечное.
С помощью малых
форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи,
поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я
использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
С колыбельными
песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам
запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и
грамматическую стороны речи.
Потешки,
считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой
культуры речи.
Однако, чтобы
речь ребенка звучала правильно, четко, выразительно и эмоционально, необходима
звуковая культура речи. В потешках, прибаутках, закличках, загадках,
пословицах язык богат сравнениями, эпитетами, олицетворениями,
гиперболами, метафорами, что позволяет обогатить пассивный словарь детей,
неоднократное повторение, заучивание, проведения инсценировок, перевести со
временем эти яркие и выразительные средства в активный словарь. Реализуя
задуманное осуществляю гибкое руководство, постоянно ориентируюсь на
каждого ребенка: поощряю поиск, не оставляя без внимания ни одно
высказывание, внимательно отношусь к ответам и рассуждениям.
Блестящим
примером образности языка является язык русских народных сказок.
Сказки, помогают создать доброжелательную атмосферу. Сказку легко можно
перевести в игру, игру – в песню.
Для более
глубокого проникновения в художественное произведение ребенку нужно собственное
участие, действие. Поэтому, читая стихотворение «Лошадка» А.
Барто, предлагаю детям поочередно «причесать лошадку», «гребешком пригладить хвостик»; при чтении стихотворения «Зайка» — погладить, пожалеть игрушечного зайку.
Такое свободное и естественное соединение художественных произведений с
бытом детей,
с их непосредственными впечатлениями дает возможность им ближе понять смысл
произведения. В итоге, дети легко запоминают их, приобретая вкус к образному,
меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Постоянно
замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, стихам, прибауткам, я решила, что
они помогут мне «разговорить» малышей,
воспитывать и способствовать появлению желания общаться. Работу я
начала с создания условий в развивающей среде.
Реализацию
ведущей идеи работы с
детьми я начала с организации и оснащения предметно-развивающей среды в
группе. Учитывая то, что главной деятельностей детей дошкольного
возраста является игра, необходимо научить детей играть
и использовать в играх, полученный опыт. В группе созданы уголки :
книжный, театрализованной деятельности, уголок ряженья, ролевых игр, сенсорный
и музыкальный уголки.
В группе имеется
книжный уголок, в котором есть любимые сказки детей,
книжки – малышки и другие знакомые детям литературные произведения, которые
дети любят просто рассматривать.
Театрализованный
уголок, в котором имеется пальчиковый театр – развивает мелкую
моторику рук, воображение и речь детей.
Кукольный театр, который учит детей пересказывать, рассказывать и сочинять свои сказки
Настольный театр
по сюжетам русских народных сказок : "Курочка Ряба",
"Теремок", "Кошкин дом", "Волк и семеро козлят",
"Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса", "Маша и
медведь"- любимое занятие моих воспитанников. Это кладезь для развития
выразительности, эмоциональности, диалогической и
монологической речи.
Формировать
у дошкольников интерес
к процессу обучения с целью развития и коррекции речи мне помогало выполнение
следующих методов и приёмов, используемых в работе :
-наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин,
показ способов действий.
-словесный метод: коллективное чтение, заучивание
наизусть, проговаривание потешек, стихотворений, небольших отрывков из народных сказок,
совместное сочинение сказок.
-игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки,
дидактические игры, настольно-печатные игры.
Детям нравится
участвовать в литературных викторинах, вечерних посиделках, узнавать и называть
знакомых сказочных героев. Организовываю праздники и развлечения "Вечерняя
сказка ", "Уроки доброты". Речевые и музыкальные народные игры,
танцы, попевки, песни находят отклик в душе каждого ребенка.
Важную роль в
эффективности использования народного творчества для развития речи детей играет
их правильное и систематическое использование в работе.
Одна из важных
задач – подобрать такие варианты потешек, сказок, стихов, чтобы вызвать у детей интерес
в дальнейшем самостоятельно играть с использованием знакомых и разучиваемых
сказок, потешек, песенок. Постоянно при проведении занятий и режимных моментов
я использую речевые игры и занимательные упражнения, колыбельные песни, игры со
словом и движениями.
Использую
в работе пальчиковые игры :
«Доброе утро, «Мы капусту рубим, рубим», «Мы делили апельсин», которые сопровождаются словесной
игрой, что важно для развития мелкой моторики, развитию мышления и
речи.
Так же дети
любят хороводные игры и песенки «Ровным кругом друг за другом», «Матрёшки».
Для расширения и
обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами
использую лексико - грамматические игры, например: «Что вы видите вокруг», «Из какой
сказки герой?», «Узнай по описанию» и
другие.
Использую
в работе с
детьми словесные игры «Составь описание», «Придумай окончание сказки», «Кто в тереме живет», которые учат детей пересказывать,
самостоятельно составлять небольшие рассказы, сочинять концовки к сказкам,
отгадывать загадки.
Обогащая
словарь дошкольников,
учу детей отгадывать
загадки, построенные на описании и сравнении, четко произносить
их, придумывать небольшие сказки по их сюжету. Пример
составления загадки о зайчике:
• Он
маленький, как:, но не.
• Он
пушистый, как:, но не:
• Он
быстрый, как:, но не:
• Он
серенький, как:, но не:
Кто это?
Так как дети
любят загадки, с удовольствием стараются их разгадывать, радуются успеху и сами
придумывают словесные описания. Это развивает у детей желание слушать, умение угадать по
словесному описанию взрослого, позволяет учить детей точно
отвечать на вопросы, выделять и называть характерные признаки персонажей,
запоминать действующих лиц и последовательность действий, воспитывать
интонационную выразительность речи.
Частое чтение
литературных текстов, умелое их сочетание с непосредственными наблюдениями, с
различными видами детской деятельности, с рассматриванием рисунков
научили детей
вслушиваться, вглядываться в окружающее. Реализация
поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского
сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного
творчества как средства формирования ценностных личностных
ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие
способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в
создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.
Образность народного фольклора
позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое
содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как
средства познания окружающего мира, речевого развития детей.
Средствами устного народного
творчества в детях воспитывается активное отношение к
окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной
жизни.
В результате
приобщения дошкольников к
фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать
художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Дети внятно произносят в
словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались
имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений,
эмоционально-оценочной и сказочной лексики.
Перспективами
дальнейшей работы считаю
продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей
младшего дошкольного возраста.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.01.2025
Дата обновления: 23.01.2025
Дата публикации: 09.05.2024