"Растим Гражданина"
13.02.2024
«Обобщение педагогического опыта «Растим гражданина».
Воспитатель Гуляченко А.И.
1. Новизна, актуальность новых концептуальных
положений, на которых базируется лучшая практика.
Гражданско-патриотическое
воспитание, как одно из направлений социально-личностного развития детей, я
считаю важной частью своей педагогической деятельности.
Своеобразие опыта заключается
в комплексном и системном подходе к нравственно-патриотическому
воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольников, начиная
с младшего возраста. Я учитываю, что воспитывать любовь к Родине, родному
городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью,
которая окружает ребенка. Патриотизм
начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется
и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им
глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную
роль в становлении личности патриота. В процессе всей деятельности дети
выступают активными исследователями окружающего мира и явлений вместе
с педагогом, а не просто перенимают чей-то опыт.
Воспитание чувства
патриотизма у дошкольников - процесс не простой. Эта кропотливая
работа ведется систематически, планомерно, начиная с младшего возраста, в
разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы заинтересовать детей,
я стараюсь преподнести материал грамотно, доходчиво, понятно, эмоционально,
начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать,
постепенно расширяя кругозор.
Актуальность
проблемы заключается в том, что современные дошкольники мало что
знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций народов,
проживающих на территории республики, часто равнодушны к близким людям, в том
числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. На второй план
отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. Явно недостаточной
является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического
воспитания в семье.
В настоящее время
в молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными.
Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные
истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Дети не понимают значения
слова «герои». В их понимании герои – это Человек-паук, Супер мен. Важно
довести до родителей важность воспитания в семье маленького патриота и донести
до детей, что герои – это реальные люди, которые живут, может быть, в соседнем
дворе, а может в своей семье.
Именно
в дошкольном возрасте возникают большие возможности для
систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Дети в этом
возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко
откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,
процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в
окружающем мире. Именно этот отрезок жизни ребенка является наиболее
благоприятным для эмоционально - психологического воздействия, так как его
образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и
на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
2. Описание лучшей практики, технологических
особенностей ее реализации на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения
документов, анализа продуктов творческой педагогической деятельности,
классификации наблюдаемых явлений.
Работу по
патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной
атмосферы. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей
семье, к своему дому. Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи,
постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной город, страна.
Совместно с родителями оформили семейный фотоальбом и
альбом «Профессии наших родителей». Собирая и рассматривая фотографии, я
формирую представления о семье, как о группе людей, которые живут вместе,
любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами
семьи, значение труда взрослых.
Патриотическое воспитание пронизывает
все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Очень важно привлечь внимание
детей, вызвать у них интерес, а не просто навязать им знания! Чтобы достигнуть
определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия
на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие
его мировоззрение... Одним из таких методов является метод проектной
деятельности. Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к
семье, к близким: родителям, бабушке, дедушке. Поэтому первый проект, который
был разработан мною – «Моя семья». Цель проекта – воспитание уважения к близким
людям.
В своей
работе я помогаю детям осознать себя
неотъемлемой частью малой родины, осознать свою значимость, желание сделать
свой край еще лучше и краше, знакомить с историей своего края, его культурой
С целью воспитания
уважения к труду разных профессий был разработан и реализован проект «Мир
профессий» и подготовлена презентация на эту тему.
Разрабатывая проект и презентацию «Герои Отечества»,
которые также размещены на сайте детского сада, я ставила задачи проявления
интереса к людям, которые прославили нашу Родину, к их жизни, судьбе,
воспитания личности, способной также внести свой посильный вклад в историю, желания
следовать хорошему примеру.
Большое значение в
патриотическом воспитании дошкольников имеет создание
предметно-развивающей среды. Большое место занимает организация пространства
для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют
свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию
сюжетно-ролевой игры. («Путешествие по городу», «Следопыты», «Спасатели»,
«Пограничники» и др.). Сюжетно-ролевая
игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и в
формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников.
В игре «Семья», «Дочки–матери» дети учатся заботиться друг о друге, проявлять
доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница»,
ребята также учатся проявлять доброту, учатся культуре общения. В игре
«Строители» дети учатся трудиться в коллективе. В группе есть все необходимые
атрибуты для сюжетно–ролевых игр.
3.
Результативность воспитательной деятельности.
Опыт работы,
который я накопила, показывает, что у детей дошкольного возраста
значительно возрос уровень сформированных нравственно-патриотических
знаний и правильного отношения к миру, стране, городу, животному и
растительному миру у детей.
Дети стали более
любознательными, активными, задают вопросы взрослому, проявляют больше
самостоятельности.
- На занятиях по
патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с
интересом слушают рассказы о городе, стране, задают много дополнительных
интересующих их вопросов;
- Дети с
удовольствием рассказывают о своей семье, о семейных традициях; проявляют
любовь к родителям, бабушке с дедушкой, родному дому, городу, семье;
- уважительно
относятся к человеку и результатам его труда;
стали внимательны
к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают
готовность помочь;
- интересуются
предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и
что плохо», в оценке поступков и действий опираются на нравственные
представления.
- Дети проявляют любознательность и интерес по отношению к
природе, овладевают правилами поведения на природе. С удовольствием включаются
в исследовательскую и трудовую деятельность, связанную с познанием природы. У
детей формируются представления о значении бережного отношения к миру природы.
- Формируются представления о многообразии
профессий, их
значимости.
Дети организовывают сюжетно-ролевые игры
на основе
имеющихся знаний.
- У детей
расширяются знания детей о своем городе, республике, дети осознают себя частью
его, у них возникает желание участвовать в благоустройстве своего города,
сделать его лучше, чище, краше.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.01.2025
Дата обновления: 23.01.2025
Дата публикации: 13.02.2024