"Растим Гражданина"

13.02.2024

«Обобщение педагогического опыта «Растим гражданина». Воспитатель Гуляченко А.И.

1. Новизна, актуальность новых концептуальных положений, на которых базируется лучшая практика.

Гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений социально-личностного развития детей, я считаю важной частью своей педагогической деятельности.

Своеобразие опыта заключается в комплексном и системном подходе к нравственно-патриотическому воспитанию, пронизывающем все виды деятельности дошкольников, начиная с младшего возраста. Я учитываю, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка.   Патриотизм начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие они играют огромную роль в становлении личности патриота. В процессе всей деятельности дети выступают активными исследователями окружающего мира и явлений вместе с педагогом, а не просто перенимают чей-то опыт.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс не простой. Эта кропотливая работа ведется систематически, планомерно, начиная с младшего возраста, в разных видах деятельности и по разным направлениям. Чтобы заинтересовать детей, я стараюсь преподнести материал грамотно, доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя кругозор.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дошкольники мало что знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций народов, проживающих на территории республики, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

В настоящее время в молодых семьях вопросы патриотического воспитания не считаются важными. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Дети не понимают значения слова «герои». В их понимании герои – это Человек-паук, Супер мен. Важно довести до родителей важность воспитания в семье маленького патриота и донести до детей, что герои – это реальные люди, которые живут, может быть, в соседнем дворе, а может в своей семье.

Именно в дошкольном возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни ребенка является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

2. Описание лучшей практики, технологических особенностей ее реализации на основе наблюдения, бесед, опросов, изучения документов, анализа продуктов творческой педагогической деятельности, классификации наблюдаемых явлений. 

Работу по патриотическому воспитанию я начала с создания для детей теплой и уютной атмосферы. Воспитание любви к Отечеству начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной город, страна. Совместно с родителями оформили семейный фотоальбом  и  альбом «Профессии наших родителей». Собирая и рассматривая фотографии, я формирую представления о семье, как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых.

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни  и на занятиях. Очень важно привлечь внимание детей, вызвать у них интерес, а не просто навязать им знания! Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо искать нетрадиционные методы воздействия на ребенка – не скучные, назидательные, а естественно и гармонично наполняющие его мировоззрение... Одним из таких методов является метод проектной деятельности. Воспитание любви к Родине у ребенка начинается с отношения к семье, к близким: родителям, бабушке, дедушке. Поэтому первый проект, который был разработан мною – «Моя семья». Цель проекта – воспитание уважения к близким людям. 

В своей работе  я помогаю детям осознать себя неотъемлемой частью малой родины, осознать свою значимость, желание сделать свой край еще лучше и краше, знакомить с историей своего края, его культурой

С целью воспитания уважения к труду разных профессий был разработан и реализован проект «Мир профессий» и подготовлена презентация на эту тему.

Разрабатывая  проект и презентацию «Герои Отечества», которые также размещены на сайте детского сада, я ставила задачи проявления интереса к людям, которые прославили нашу Родину, к их жизни, судьбе, воспитания личности, способной также внести свой посильный вклад в историю, желания следовать хорошему примеру.  

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников имеет создание предметно-развивающей среды. Большое место занимает организация пространства для развития ребенка в различных видах игр. В группе игры каждого вида имеют свое определенное место, большая часть пространства отдана под организацию сюжетно-ролевой игры. («Путешествие по городу», «Следопыты», «Спасатели», «Пограничники» и др.).  Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и в формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольников. В игре «Семья», «Дочки–матери» дети учатся заботиться друг о друге, проявлять доброту и сочувствие, оказывать помощь друг другу. Играя в игру «Больница», ребята также учатся проявлять доброту, учатся культуре общения. В игре «Строители» дети учатся трудиться в коллективе. В группе есть все необходимые атрибуты для сюжетно–ролевых игр.

3.  Результативность воспитательной деятельности.Хочу такой сайт

Опыт работы, который я накопила, показывает, что у детей дошкольного возраста значительно возрос уровень сформированных нравственно-патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, городу, животному и растительному миру у детей.

Дети стали более любознательными, активными, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности.

- На занятиях по патриотическому воспитанию дети стали более внимательными, они с интересом слушают рассказы о городе, стране, задают много дополнительных интересующих их вопросов;

- Дети с удовольствием рассказывают о своей семье, о семейных традициях; проявляют любовь к родителям, бабушке с дедушкой, родному дому, городу, семье; 

- уважительно относятся к человеку и результатам его труда;

стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь;

- интересуются предметным и социальным миром, имеют представление о том, «что хорошо и что плохо», в оценке поступков и действий опираются на нравственные представления.

- Дети проявляют  любознательность и интерес по отношению к природе, овладевают правилами поведения на природе. С удовольствием включаются в исследовательскую и трудовую деятельность, связанную с познанием природы. У детей формируются представления о значении бережного отношения к миру природы.

- Формируются представления о многообразии профессий, их

значимости. Дети организовывают сюжетно-ролевые игры  на основе

имеющихся  знаний.

- У детей расширяются знания детей о своем городе, республике, дети осознают себя частью его, у них возникает желание участвовать в благоустройстве своего города, сделать его лучше, чище, краше.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.01.2025

Дата обновления: 23.01.2025

Дата публикации: 13.02.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.